Sunday, July 22, 2012

Амонашвили Шалва Александрович

Аксиомы
гуманной педагогики


1. Уже многие годы проходят международные семинары по гуманной педагогике «Без сердца что поймем?» Не наша вина, а беда, что педагог не обращается к сердцу. Часто возражают: «Если детей любить в школе, то как такие дети будут потом жить в обществе?» На это можно ответить: «С совестью вообще жить трудно».
2. Утверждающий богат, отрицающий беден. Гуманная педагогика – это живое существо с постоянно обновляющимся контекстом. Ребенок не готовится к жизни, он уже живет (К.Д.Ушинский). Нужно ли учить детей смыслу жизни? Если мы будем пользоваться хорошими мыслями, то правильно построим свою жизнь.
3. Гуманная педагогика строится на общечеловеческих ценностях: вера в высшее (не обязательно – в Бога), в праведность, в любовь, в ненасилие, в добро. Мудрость – это всего лишь субъективное состояние человека, но это и есть самое главное.
4. Цель гуманной педагогики – воспитать из ребенка благородного человека. Все как будто знают, что такое благородство. Но никто не исчерпает это понятие целиком. Все знают только какой-то аспект и назовут его.
5. Средства авторитарного воспитания не отвечают цели воспитать благородного человека. Авторитарному педагогу от ученика нужна только память. Его методы и есть трагедия воспитания (Д.Н.Узнадзе). Самый высочайший принцип гуманного учителя: проявлять творящее терпение. Воспитание – это когда никто не замечает, что его воспитывают. Воспитание без воспитания (В.А.Сухомлинский).
6. Педагогика – это школа смысла жизни, в которой разделение на учителей и учеников – условное.
7. Авторитет без авторитаризма и панибратства – надо ошибаться, чтобы дети могли (оказались способны) вас исправить (помогли учителю). Это создает атмосферу сотворчества.
8. Принципы гуманной педагогики:
а) очеловечивать среду вокруг ребенка;
б) проявлять творящее терпение;
в) принимать любого ребенка таким, какой он есть (не ломать его волю);
г) строить отношения сотрудничества с ребенком (я – тоже ученик, а он -учитель);
д) преисполниться оптимизмом в отношении ребенка;
е) проявлять преданность и искренность в отношении ребенка (единственный защитник детства – учитель).
9. Личность воспитывается личностью, любовь – любовью, доброта – добротой. Любовь может погасить ненависть, но ненависть не в состоянии породить любовь. Если у меня даже чего-то нет (например, я – не личность), но устремлен к этому (хочу стать ею), то сам путь станет основой воспитания личности в другом.
10. Воспитание происходит только в условиях духовной общности (Сухомлинский). Если вы согласны с этим – проверьте, а как на практике у вас выходит? Улыбка укрепляет дух.
11. Жизнь – это шанс, не упусти его. Жизнь – это красота, удивляйся ей. Жизнь – это мечта, осуществи ее. Жизнь – это долг, исполняй его. Жизнь – это игра, так играй в нее. Жизнь – это любовь, так люби. Жизнь – это тайна, разгадай ее. Жизнь – это трагедия, выдержи ее. Жизнь – это приключение, решись на него. Жизнь – это счастье, сотвори ее сам. Так говорила Мать Тереза: не уничтожай свою жизнь.
12. Представьте Землю, летящую в Космосе, и скажите ей ласковые слова; пошлите добрую мысль страдающим (старикам, детям); закроем глаза – и пошлем привет своим родителям (маме и папе порой некогда с нами заниматься – пошлем привет нашим бабушкам и дедушкам); пожелайте успеха учителю, который стоит перед вами. Кто прекрасно и широко думает – тот растит свой дух. Если ребенок вам что-то принес – обязательно похвалите сделанное (выделив то, что сделано хорошо, или лучше, чем остальное) и он сделает еще. Составьте книгу из принесенных ребенком листков, скажите, что отдали своим друзьям почитать – создайте для каждого воображаемую искусственную среду. Ребенок должен быть убежден, что он всем нужен и интересен.
13. Встреча света учителя с судьбой ребенка – это и есть урок. Вся жизнь – это великий урок (не от звонка до звонка). Уроки удивления – восхищения тайнами. Уроки умиления: как все прекрасно вокруг нас – откуда это идет? Какие игрушки ребенок будет брать – красивые или безобразные? Красивые.
Значит, в ребенке изначально заложена красота. Уроки мудрости: эта мудрость в тебе – достань ее из себя. Уроки покаяния – не то было сделано, что хотелось бы или что надо было бы сделать. Уроки молитвы – что тебе хотелось бы, чтобы было. Уроки служения. Уроки терпения. Уроки понимания (другого). Уроки любви.
14. Мы – те ангелы, которых послал Бог, чтобы совершить чудо (сотворение нового). Это равно относится и к учителям и к ученикам. Поэтому урок -это сотворчество.
15. Мы все учились в школе и институте. Может ли каждый из нас назвать тех, кто является для него учителем? Это будут в лучшем случае несколько человек. Кто не сможет никого назвать, тот несчастный человек, ему не повезло. Тот, который не имеет учителя и не нуждается в нем, – опасный человек. Из 90 учителей, которые учили меня, я могу назвать только одного: это Варо Вардиашвили, которая преподавала у нас грузинский язык и литературу.
16. Теперь скажите (ответьте для себя) на следующие вопросы:
а) Есть ли у вас философское представление о ребенке?
б) Нуждаетесь ли вы в философии?
в) Какой вы учитель (родитель, директор)? Авторитарный, властный, справедливый, строгий, требовательный, хмурый, без юмора или гуманный, демократичный, добрый, радостный, с юмором? Существует три типа учителей: 1) те, которые объясняют; 2) те, которые жалуются; 3) те, которые вдохновляют.
г) Начитаны ли вы в сфере педагогической классики? Философии? Психологии? Методики? Врач и учитель – много общего. И тот и другой должен быть хорошо подготовлен.
д) Перед кем вы чувствуете ответственность за ваш педагогический труд? Перед директором, родителями, детьми, страной, президентом, Богом?
17. На каком фундаменте стоит гуманная педагогика:
а) первоисточники всех религий;
б) педагогическая классика (К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский);
в) психологические труды (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже);
г) философские произведения (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, И.А.Ильин, П.А.Флоренский);
д) философское учение семьи Рерих;
е) все научные работы по педагогике (и отечественные, и зарубежные);
ж) опыт коллег.
18. Мы – соработники у Бога. В гуманной педагогике это именно так. Все мировые религии – путь к одной вершине с разных сторон горы (своя тропинка). С сектантами не согласен: вершина одна. В религиозных источниках – великие основы педагогики. Это – ее первоисточники. Высшая форма сознания – религия. Педагогика – планетарная форма сознания. Атеист – это тот, для кого главное – материальные ценности.
19. Христианское учение – пособие по педагогике, а Христос – педагог.
Моисей и Мухаммед – учителя, только у них не было диплома. Второе после религии – это педагогика. Вера и родительское чувство (вместе) – заложены в каждом из нас. Это – чувства, но не страсть. Чувство со смыслом – чувствознание.
20. Сейчас религия и наука пытаются выйти на диалог. В.И.Вернадский, М.Планк – для них такой проблемы не было. Считается, что педагогика – это наука. Но так ли это? Подход к личности (если личность в ребенке заранее предполагать) – часто надо найти только одно слово, которое заставит ребенка работать. В педагогике важен контекст. Текст-подтекст – это литературное произведение, живой разговор человека с человеком, а в науке стараются, чтобы весь подтекст был раскрыт в тексте. Если наука – это «на-ухо» (тайна, искусство, мудрость – передача от учителя к ученику), тогда, с этим дополнением – да. Это – главное в педагогике.
21. Как и в науке, от общего к конкретному – лучший путь изучения гуманной педагогики. Наука строится на фундаментальных допущениях. Аксиомы – это такие допущения, которые не имеют доказательств. Где то пространство, которое открыл Н.И.Лобачевский? В воображении. «Воображаемая геометрия» – сам Лобачевский ее так назвал. Для верующих священная книга – Библия, Коран. А для педагогов – это свод книг Я.Каменского, Сухомлинского, Ушинского – пророков от педагогики.
22. Ф.Квинтилиан говорил: «Наша душа небесного происхождения». А.С.Макаренко (которого считают образцом педагога-атеиста) из письма к М.Горькому: «у человека есть душа и она – главное». В себе надо воссоздать синтез начал Запада и Востока.
23. Допущения или постулаты (аксиомы) гуманной педагогики:
а) Реально существует Высший Мир (Бог, Абсолют). Я не был там, а если и был – не запомнил, как в глубоком сне. Мое сознание его не удерживает. А чувство? Чувство его должно знать, а сознание – иметь в виду.
б) Моя душа реальна и бессмертна. Зачем нам Бог? Для того, чтобы утвердиться в своем бессмертии. А значит, я должен трудиться, чтобы бессмертие состоялось – я должен заслужить. Нет пределов совершенствования. «Будьте совершенными, как Отец ваш небесный» (и в Коране это сказано, и в Библии).
в) Каждый смертен и для каждого уже при рождении поставлена точка. Земная жизнь человека – отрезок пути восхождения, который беспределен и не кончается со смертью. Намусорил – подбери. Мы – помощники богов (Бога) в строительстве Космоса. Дух – 5-е измерение для 4-мерного пространства-времени.
24. Нет хороших и плохих детей – их Бог посылает. Кто знает – может, среди них наш собственный предок пришел в мир. Ребенок – явление в нашей жизни, нет случайно рожденных детей. Это не просто философия, это – позиция.
25. Ребенок – это не только явление, это еще и миссия (предназначение). В каждом младенце лежит тайна – несъедобная косточка винограда (для боя или для торговли – мы не знаем). Няня Пушкина и Пушкин – у каждого своя миссия.
26. Когда у человека призвание, он говорит: «Не могу иначе жить». Если человек не своим делом занимается, то он много лет живет вне своей судьбы. М.Мамардашвили: «Люди ищут судьбу там, где ее нет, а она – внутри человека». Человек вне судьбы – это разумное животное (человек без человеческой задачи, миссии). Более того: люди занимают чужую судьбу, то есть место друг друга в обществе. Из-за этого революции.
27. Надо возвышать детей в развитости, духовности, мотивации.
Ребенок – величайший носитель энергии духа. Ноосфера – энергия проявления духа, психическая энергия. Взрыв духа человека – это мощнейшая (разрушительная и созидательная) сила, мощнее любой бомбы.
28. Итак: ребенок – это Явление, Миссия, Духовная энергия. Но это – его Душа (треугольник его Души).
 29. Люди рождаются друг для друга, старые – для молодых (подставляют спины для молодых ножек). Учителя и ученики, которые в свою очередь учат учителей. Люди оставляют друг для друга «дары духа». «То, с чем я родился – подарок Бога; то, с чем я умру, – мой подарок Богу» (русская поговорка). Есть такая партия – партия учителей; она складывается из тех, кто может устоять, какие бы условия не были. Государство – хотя бы должно людям обещать, если не может дать (человек в надежде нуждается). Учителя – это любовь, государство – это надежда, а церковь – это вера.
30. Педагогика – это субъективное состояние человека, настрой учителя. Поле вокруг – в котором другим (ученикам) хорошо, вольготно, свободно. Истина – внутри человека (сумма установок воли). От веры в благородство своего дела, от крепости воли зависит создание этой атмосферы.
31. Скрипки Страдивари – дарят пожизненно великим исполнителям (В.Спивакову, например). Душа требует инструмента, чтобы миссию утверждать. Это – тело, часто оно непригодно для миссии. Хронические идиоты (имбецилы) – в них говорит душа (тело не может ее движения выразить). Ребенок (если увлечен) – схватывает мысль до вопроса, и начинает отвечать; язык при этом не важен (на любом можно задавать); знание Ветхого Завета (израильские дети – им задавались вопросы). Ответ – ангелы учили до рождения, что в этом теле я не смогу совершить грех, из-за которого получил это тело. Ученые, когда не могут объяснить на основании своих теорий (аксиом), говорят: «А я в это не верю» (и таким образом уходят от факта). Каждый физик, который пытается (старается) быть объективным – субъективен.
32. К треугольнику Души следует добавить инструмент – треугольник Тела. То, что извлекается из каждого – зависит от эпохи (это не все наши силы!). Треугольник Тела – Свобода, Развитие, Взросление. Это – материальное в ребенке, может быть измерено, а значит, относится к науке. Это три страсти в ребенке (ведь тело – это страсти): 1-я страсть (главная) – к развитию, 2-я – к взрослению, 3-я – к свободе.
33. Основная заповедь учителя – не навреди. Из-за нелюбви (не только дома, но и в школе) ежедневно лишают жизни себя 18-19 человек. Вот как не хватает любви (и как она нужна). Чеченский синдром: здоровые дети засыпают и не просыпаются (не хотят жить в мире взрослых, где одна ненависть и нет любви). Если ребенок не достаточно получает любви в семье или в обществе, вся нагрузка ложится на плечи учителей. Учителя литературы – духовные наставники людей. Цель литературы – восхождение, другой нет. Дуэль Пушкина. Есть разные способы уйти из жизни, в которой нет любви.
34. Несколько сотен тысяч детей не работают и не учатся. Семья уводит детей к материальным ценностям (деньгам). Купи-продай.
35. Авторитарная педагогика – это «бездетная», безсубъективная педагогика. Главная ее цель – дать ребенку знания, навыки, необходимые для взрослой жизни: не важно кто перед тобой («ты хороший», а «ты плохой»). От ребенка остается проекция успеваемости, забота же о воспитании личности возлагается на родителей. А заботятся ли они, могут ли это делать? Почаще возвращайтесь к вашей школьной жизни, вспоминайте, какими вы были в том же возрасте. Авторитарный учитель не несет детям блага, даже если дает хорошие знания.
Доверяй, но проверяй – сталинский (авторитарный) принцип (государственный, чиновничий, бездушный подход – дети с детства включаются в социальную пирамиду власти).
36. В год 2 млн. женщин делают аборты. Души спешили спасти нас, а мы вернули их обратно, отказались от их помощи. Дети индиго – дети с возвышенными миссиями – хотят прийти.
37. Ребенок – не «чистая доска», а семена будущих личностей (Узнадзе). Если дети развиваются вне общества, они остаются на уровне животных (А.Н.Леонтьев). Идея развития – очень древняя. Это – основная идея педагогики Выготского (он поставил ее в центр педагогики).
38. Без обучения нет и развития (есть такая идея). Обучение – это и есть развитие (и такая идея есть). Количество усвоенных знаний и навыков и само развитие – это разные вещи. В мире нет более мощной теории о развитии, чем теория Выготского. В то же время появились работы Узнадзе – они совпадают с идеями Выготского. Если нет в голове теории, то и руки не будут творить. Если не знаешь законов – блуждаешь в потемках.
39. Сотрудничество помогает развитию, а самостоятельность – вредит. Это – Выготский. Ребенок (его внутреннее) – это круг (целостность) с множеством точек. Эти точки – прямохождение, память, речь, мышление, эмоции с семенами возможностей (и они – безграничны). Мы с ребенком специально не занимаемся речью, но он ею овладевает. Кто это делает? Способности (живая сущность). Каждая способность (функция, как говорят в современной психологии) – имеет свой будильник. Если вовремя не успеем – упустим функцию. «Или сейчас – или никогда». Если поспеть сейчас – получите результат без всякого участия воли, а если не поспеем – большие усилия воли потребуются, затраты средств (приемов, методик) и времени.
40. Функция уйдет – останется (или не останется) результат. Например – овладение языком.
41. Есть потолок общечеловеческий. Нет ни одного «сейчас», в течение которого нас будет ожидать функция, которая развивает эти способности – они есть, но мы о них не знаем, их не развивает эпоха и педагогика, они входят в особый талант личности, или потенциальность человечества. Но у каждого есть и свой потолок.
42. Тело – биологический инструмент души, а поэтому он должен быть настроен до личностного уровня (делает его природа, а настраивают – воспитатели и учителя). «От радости к радости (открытия, познания) надо вести ребенка» (Сухомлинский).
43. Сама косточка (точка в круге), сама функция не раскроется (не проявится), если не подобрать к ней благодатную почву (подходящие социальные условия). Это и есть развитие: переход природных возможностей (талантов) в реальную силу (знания, навыки, привычки).
44. Актуальная зона развития – это то, что (сейчас) ребенок делает (осваивает) сам. Кольцо (один круг в другом) – ЗАР (Зона Актуального Развития), внутренний круг (это то, какой ребенок есть сейчас, сегодня); ЗБР (Зона Ближайшего Развития); внешний круг (завтра – он станет таким). Если общество вовремя не поспеет с плодородной почвой, то зародыш ребенка вырастет в недоразвитого урода. Возможность была – и она состоялась, была – но не состоялась: бывает и так, и так. Условий подходящих нет – ЗАР в ЗБР в этом случае не перейдет.
45. После того, как завершается развитие тела, завершается и развитие внутренних психических функций. После 23 лет никто маленьким не является. Календарные сроки все исчерпаны.
46. Эти стадии роста – мощнейшая сила, которая мешает ребенку учиться у авторитарного педагога. Он – не «чистый лист», который можно в любое время заполнить какими угодно сведениями (или – не заполнить). Времени (безразличного, астрономического) для ребенка нет: есть только сейчас и завтра. Он часто становится неугомонным и неуправляемым. Это и есть «самостоятельность» ребенка. Мудрость без опыта не приходит. Надо дать молоток и гвоздь в определенный период – пусть ушибется, но до этого – давать нельзя, а после – он сам не возьмет.
47. Помощь без взрослого, без социума, без учителей (которых этот социум выдвигает) не бывает: ребенок в этом нуждается. Народная педагогика – это интуитивное знание того, что, когда и кому нужно. Шалуны – те, которые сами строят свою педагогику, если взрослые препятствуют тому, что им в настоящий момент их развития требуется. Другие силы ждут – когда предшествующие окажутся развитыми.
48. В определенном возрасте ребенок набирает впечатления, а потом – ему требуется мировоззрение. Этот след детства от нас никуда не уходит и во взрослом возрасте. Красивый, гармонически развитый дуб имеет в основе развитые корни.
49. Не надо принуждать, когда ребенок хочет сам. Иначе – страх. Наблюдательность (как и память) – это не знание, а сила познания.
50. Один может, другой – не может: «в силу обстоятельств». Говорят, что это судьба. Судьба или череда обстоятельств мешает миссии или помогает. Если среда враждебна, то срок, в течение которого функция (владея человеком) ищет условий, становится все короче и короче.
51. Законы развития (это – наука, тут не надо верить или не верить, это – знание; вера требуется там, где я не знаю, а чувствую):
а) развитие природных сил в ребенке проходит в соответствии с календарными сроками (Бауэр «Развитие младенца»: младенец начинает улыбаться – в строго определенный срок);
б) развитие природных сил в ребенке происходит только в условиях трудностей (преодоления препятствий);
в) качество среды влияет на развитие природных сил в ребенке положительно или отрицательно (ускоряет, замедляет, приостанавливает);
г) развитие природных сил имеет свой потолок (у каждого ребенка);
д) развитие природных сил имеет индивидуальные свойства и отклонения.
52. Гипертрофированно развитая функция закрывает возможности дальнейшего развития (память – Р.Лурия). Если, например, были слишком благоприятные условия в 5 лет для изучения языков, то многие другие функции – например, стать лингвистом, уже оказываются закрытыми. Упал – ушибся, травма – попал в катастрофу: возникает функция, часто весьма неожиданная (или – пресечение целого ряда дальнейших возможностей, если человек остался инвалидом).
53. Л.В.Занков – учитель математики (гениальный). Обучал напором трудностей: от трудного к более трудному. Ускорить процесс обучения, усилить роль теоретического знания. Без трудностей – заглушение процесса. Если процесс облегчать, то так можно только набирать знания. Реально облегчать можно только через мышление, а это уже трудность (облегчать через теорию).
54. Трудности – исключительно в зоне активного развития (ЗАР). Говорят: «А мы уже это проходили...». Мы должны не пройти, а освоить. Превратить знания в личностное достояние (значения – в смыслы: Леонтьев). Это и есть нравственное отношение к знаниям (с уважением к тем, кто их для людей добыл, а мы теперь можем их усвоить). Пользоваться знаниями – это делает компьютер (справочник), а не личность.
55. Система Эльконина-Давыдова: «Я дам одно знание, а остальных не дам – это дети откроют сами» (и показывал один палец, а потом пять). Не усвоение большого количества образцов решения задач, а способ решения целого комплекса задач на одном образце. Это и есть – развивающее обучение.
56. Погашенный мотив – унесет с собой и знания (экзамены на отметку). А если мотив заложить (чтобы он не гас – горел дальше)? Первый путь – это 1 + 1 = 2 – х (х – то, что уходит, забывается), а второй – это 1 + 1 = 2 + + х (х – то, что ребенок сам добавит).
57. Сотрудничество – это когда есть общие интересы.
58. Детство – это процесс взросления (переход от возраста к возрасту). Синяя птица – мы ищем то, чего нет. Бердяев: «Мы ищем смысла жизни, которого нет, но в этом случае сам поиск смысла и будет смыслом». Так же и с Богом. Но так – и с гуманной педагогикой.
59. Что кто (из родившихся на Земле) принесет (подарит) людям? Возвращайтесь чаще в детство – там вы найдете средства для своей педагогики.
60. Животные живут по инстинкту (с рождения), а человеческие дети – нет, их должны воспитать родители (или – общество). Уже самка шимпанзе не знает, что делать с родившимся детенышем, так же и с людьми. Кто-то из социума должен научить. Ребенок изначально привязан к взрослым, и каждому ребенку – страшно хочется стать взрослым.
61. В бездуховном обществе воспитания не бывает (Сухомлинский).
62. Если дети не приходят к вам с личными вопросами, то вы еще не знаете, что такое гуманная педагогика.
63. Свобода в чистом виде не существует (свобода входит в треугольник свобода-взросление-развитие – развитие на основе взросления как неизбежного процесса).
Мы свободно выбираем себе правила, а дальше поступаем в соответствии с ними (так при игре).
64. У ребенка – высочайшая мудрость в понимании свободы. Веселятся, радуются – играют. Игра – это свобода (свободное принятие правил). Некоторые правила игры мне не нравятся, но чтобы радоваться игре, я их принимаю. Свобода – это всего лишь свобода выбирать из разных правил (традиций, государственных законов, но главное – традиции, из них прежде всего приходится выбирать).
65. Космос и Хаос. Космос – Порядок, Красота. Хаос и пустота, мрак – синонимы. Внутри Хаоса, в этой беспорядочности заложены законы порядка – так считает наука. И именно так обстоит дело и с ребенком: он заложник пробуждающихся и засыпающих функций.
66. Ребенок – как вулкан, который все время сотрясается от страстей и извергает шалости. Шалун – это способ оттачивать каждому педагогу свое педагогическое искусство.
67. Кто мир за собой ведет? Хулиганы. Лобачевский и Эйнштейн. Шалость – это энергия творения, ее проявление. Выбираю для себя ценности, из них составляю себя, и только в момент выбора (короткий момент) чувствую свободу.
68. Долг – это то, что я не хочу делать, но обязан. Почему? Так как я выбрал: быть гражданином, быть семьянином, заниматься той или иной профессией (быть учителем). Закон принуждения – объективный закон, он господствует везде, господствует он и в педагогике. Говорят: ребенок свободен, и он сам должен решать. Но что он может решать – он еще ничего не знает. Педагог должен создать вокруг каждого ребенка такую обстановку, как будто тот выбирает сам.
69. Для меня главные педагоги – это Сухомлинский и Ушинский. В ребенке живет хаос, а космос должен быть в учителе. «Свободные школы» (после войны возникли – в той же Англии) – «да, это интересно, я приду потом». Это не та свобода, которая нужна ребенку.
70. Свобода для ребенка познанная и принятая им необходимость (но есть возможности, из которых он выбирает); свобода – это движение от хаоса к порядку (космосу); растущий человек принимает свободу (право выбора) от взрослых; в педагогическом процессе удовлетворение страсти к свободе происходит на основе (иллюзорного) чувства свободы выбора.
71. Это – аксиомы, их не доказывают, ими пользуются.

Нефтекамск-Москва
Записал С.К.Борисов
Для издания использованы материалы журнала
Благотворительного Фонда «Дельфис» N1, 2005.

No comments:

Post a Comment