Monday, December 3, 2012


               Размышления  по поводу воспитания-
                            Cоздаём благоприятную среду

               (Светлана Степнёва - английский язык,
      
                старший учитель, Маардуская гимназия)

           К написанию этой статьи меня подвигло желание поделиться с коллегами теми идеями, которые были почерпнуты на семинарах по гуманной педагогике
 ( уже не первый год они проходят в Таллинне  по инициативе общества Рерихов),
 на международных конференциях по гуманной педагогике, на курсах по психологии, проводимых на базе Tallinna Ülikool  Täiendaõpekeskus, руководитель - Ирина Бирюкова.
         Общество меняется, развивается,  движется (так и хочется сказать вперёд), но вот в каком направлении - это большой вопрос. Достижения НТР не могут не вызывать удивления, многие из них действительно заслуживают восхищения, но,
к сожалению, многие достижения (сами по себе вполне достойные) используются в ущерб развитию человека, его личности, духовным ценностям.
         Если мы не будем учитывать, а еще лучше брать за основу духовную сущность личности ребёнка, то все наши усилия по его развитию, воспитанию, формированию, будут иметь не просто негативные, но катастрофические последствия.
          Общество, главной ценностью которого являются материальные блага, обречено, оно нежизнеспособно. У многих мои мысли вызовут саркастическую усмешку, но если общество не изменится, не изменит своего отношения к проблемам воспитания, то нас ждут очень трудные времена
(Врач - излечись сам! Учитель - воспитай себя!).
         Но перейдём к делу. С чего следует начинать? Оказывается всё очень просто : первый шаг - создание благоприятной учебной среды. "Дорога в тысячу миль начинается с первого шага". И здесь тоже не обойтись без нравственной составляющей : в основе любой среды - взаимоотношения ( учитель - ученик, ученик - ученик, учитель - класс, ученик - класс, учитель - родитель, ученик - родитель и т.д.)
          Безусловно важна внешняя среда - комфортность, безопасность класса, других помещений школы, оснащенность современными техническими средствами и т.д., но в основе - человеческие отношения.
         Учитель зашёл в класс, улыбнулся, дети улыбаются в ответ. Они готовы к сотрудничеству, к созиданию, к творчеству, к вдохновению. Как важно сохранить этот настрой, желание сотворчества, содружества. И как же это трудно...

Как создавать благоприятную среду на уроке:

Учитель: Доброе утро ребята!
Как дела?
Что нового?
Какой хорошей новостью ты хочешь поделиться с нами?
 А что там за окном? Какая погода?
А какое сейчас время года?
Ученик Вова В.: А вы видели какой красивый рассвет сегодня?
Учитель: Давайте пойдем смотреть как встаёт солнце.

Мы тихонько выходим из класса.
Идём в коридор,
Потому что там окна выходят на восток, именно там можно увидеть восход.
В почти полной тишине(вызывая недоумениe у завуча, которая проходила мимо) мы подходим  к огромному окну
и несколько минут молча (душа растёт только в тишине!) любуемся
Восходом солнца. Так же тихо возвращаемся в класс. Как же дети благодарны за эту небольшую вылазку и доверие, что не будут шуметь - ведь идут уроки.
 Теперь в классе можно назвать кардинальные точки света.
Мы сориентировались в пространстве (север-юг; запад-восток).
Поговорим о том, где мы живём: Эстония - маленькая страна на северо – востоке Европы. А Европа где? - В мире.
А мир?- На планете-Земля. А Земля летит в космосе со скоростью 30.тыс км/сек. Значит мы- все-космонавты, путешественники.
Из космоса видно, какая наша Земля красивая , но маленькая и хрупкая. Берём  небольшой глобус, передаём его из рук в руки: fragile
(по английски-хрупкий). Давайте беречь нашу Землю, и нашу страну,
и наш город. И дом, и школу. Давайте беречь друг друга, относиться друг к другу бережно. Ведь мы- неповторимы!
 Мы нужны нашей Планете!
    Это кусочек реального урока в 4-м классе, он возник спонтанно. Мы говорим на английском  и почти всё понятно! Но мне захотелось, чтобы вы поняли, поэтому после долгих раздумий написала на русcком. Хотя выглядит немного странно.
Надо чаще прислушиваться к детям, давать им возможность самим определять чему учиться сегодня!

        Процесс обучения нельзя разрывать на учебный и воспитательный. Обучение ни в коем случае не может быть простым влиянием взрослого на ребёнка.
       От научно-технической парадигмы: Знание –сила!  Когда господствовал авторитарный стиль преподавания.Через гуманистическую - главная ценность - развитие ребёнка, ценность отношений (познание-сила!); человечество перешло к III-й парадигме.


     Остановимся немного на гуманистической парадигме: здесь главное-диалог, полилог. Ребёнок по ценностно-ориентированному уровню (не по знаниям) дотягивает до взрослого. Суть-отношение к ребёнку. Эта педагогика опирается на личность учителя. Ведь в образовательном процессе всё субъективно.

          Педагог ведёт учащегося по пути субъективного развития, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащихся на уроке.
     Обучение через открытие, наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения, сопоставление их- эти критерии эффективности современного урока, ведут к важной цели-развитию личности. (из лекции Марины Ванник)
          Гуманная педагогика зиждется на мудрости, а не на объективных законах. Мудрость -это личностное состояние.
      Духовная общность учителя и ученика, вот что здесь главное. « Кто озабочен земными прблемами, тот звёздные проблемы решать не может».  Мы должны менять своё сознание для будущего (Шалва Амонашвили).

      Парадигма современности – эзотерика, когда знания идут через себя, познание мира - через другое полушарие. Ребёнок рождается со своей душой, со своей  волной жизни, со своим звуком. Ученик сам выбирает учителя, который не даёт готовых знаний, а даёт целостную картину  мира через интуицию.
Взрослый может услышать этот звук детской души и дать ему возможность расти, а может и заглушить его.
Человек познаёт природу через себя: ты-инструмент познания, приборы не нужны. Новый лозунг звучит так: Осознание-сила! (из лекции Ирины Тухкру)
   
  Учитель спрашивает ребёнка: А что ты хотел бы узнать? Ребёнок сам должен задать вопрос!
Если захочет что-то делать, то будет возникать любопытсво,  желание, стремление понять, научиться – появиться энергия для реализации этой задачи.
Ведь очень важны внутренние мотивы.

        Пока ребёнок зажат, он закрыт для мира. Не получает необходимых для роста и развития ресурсов.  Начинаются поведенческие реакции.
 Пришло время креативной педагогики. Дети должны сами придумывать. Тогда они получат урок , в котором действительно нуждаются. Жизнь и учение приобретают смысл.
А это и есть – самое главное!
       Детей не надо уговаривать, стращать - им надо помогать! Гармоничная психика органично вписывается в окружающее пространство, не нарушаяя его, а дополняя своей свежей энергией. (из лекции Ирины Тухкру)

Таким образом не только мы создаём благоприятную среду для выполнения задач обучения и воспитания, но правильно выстроенный процесс обучения помогает  гармонизировать пространство вокруг нас, создавая комфортную среду для жизни, роста  и творчества.

1 comment: